Памяти Н.С. Мироненко – профессора географического факультета МГУ

После первого курса и практики в Сатино, заполненных радостным общением и множеством общих лекций и занятий для всех студентов, мы разбрелись по выбранным кафедрам. И тут случилось непредвиденное. Спецкурсы по промышленному и сельскохозяйственному производству и первая научная работа по размещению производительных сил в странах Восточной Европы сильно меня разочаровали. Это было совсем не то, чем я хотела бы заниматься. С мыслями о том, что надо что-то и как-то резко менять пока не поздно, я пришла к одному из ведущих профессоров кафедры. Он сказал, что такие трудности в начале обучения возникают у многих, что работа у меня получилась хорошая, что надо много трудиться, и все вскоре наладится. У меня же не было такой уверенности и я продолжала мучительно обдумывать варианты того, что лучше поменять: тему, кафедру или факультет.

На мое счастье, профессор рассказал о нашем разговоре коллегам, поскольку вскоре ко мне подошел младший научный сотрудник кафедры Николай Семенович Мироненко: “Таня, я слышал у вас проблемы?” Я ответила, что проблема одна, мне не интересно. “А что же вас интересует?” – спросил он. Я сказала, что география населения и городов мира, а также демографические, урбанистические, этнографические, социальные проблемы и социальная политика разных стран.

Внимательно выслушав меня, Николай Семенович спросил, как я отношусь к рекреационной географии. Я знала, что он недавно защитил диссертацию по этой теме и его руководителем был профессор Исаак Моисеевич Маергойз, гордость географической науки, которого мы иногда встречали на кафедре. К рекреационной географии я никак не относилась и не представляла, как можно этим серьезно заниматься. Своим невежеством я задела Николая Семеновича, потому что обычно не очень разговорчивый, он тихим и монотонным голосом стал мне подробно что-то рассказывать. К середине беседы я уже весьма положительно стала относиться к предмету его исследования, а в конце разговора мне захотелось бежать в библиотеку.

Николай Семенович стал научным руководителем мoиx курсовыx работ и дипломa. Наши дальнейшие обсуждения были похожи на ту первую встречу за исключением того, что Николай Семенович меньше говорил, а больше слушал, задавал вопросы, делал замечания и сдержанно хвалил. Не помню, чтобы он повышал голос, на чем-то настаивал или давил на меня. Но хорошо помню, что после таких разговоров, я всегда куда-то звонила, договаривалась о консультациях и встречах сo специалистами и начинала планировать поездки, которые Николай Семенович предлагал.

У нас на кафедре были уникальные обязательные практики и стажировки: после второго курса – поездка на автобусе в Прибалтику и Белоруссию, после третьего – поездка по Чехословакии.  После четвертого курса у меня была стажировка в отделе социально-экономической политики ИЭМСС АН СССР, который возглавлял заведующий нашей кафедрой Олег Тимофеевич Богомолов (туда я пришла на работу после окончания МГУ, сейчас он стал частью Института экономики PAH).

В дополнение ко всем этим практикам Николай Семенович однажды порекомендовал мне поехать во Львов по линии научного студенческого общества. А в другой раз посоветовал поработать в Институте географии и в экспедиции в Ставропольском крае под руководством Юрия Александровича Веденина, известного географа и организатора науки, специалиста по рекреационной географии (в начале 1990-х он стал директором-организатором Российского научно-исследовательского института культурного и прикладного наследия им. Д.С. Лихачева).

Летом 1976 г. Николай Семенович привлек меня к участию в работе 23-его Международного Географического конгресса и в Москве и на Домбае, где проходил симпозиум по географии туризма, и познакомил с видными отечественными и зарубежными учеными.

Тогда мне почему-то казалось, что все эти не обязательные поездки и экспедиции я организовывала исключительно по собственной инициативе. И только через много лет, когда сама стала преподавателем и зав. кафедрой, поняла, что такое мое восприятие действительности было результатом “высшего пилотажа” преподавателя, который умел разглядеть сильные и слабые стороны студента, вызвать у него интерес к науке, разбудить инициативу, найти индивидуальный подход и персонализировать программу обучения.

Но в то время я не считала, что мне как-то особенно повезло с руководителем, казалось, что так и должно быть. А вот мой отец, Владимир Ильич Славин, профессор геологического факультета, который читал у нас курс геологии, хотя и не был лично знаком с Николаем Семеновичем, но будучи  опытным преподавателем, понимал все лучше меня, очень его уважал и, когда я рассказывала дома о своих планах, успехах, поездках, всегда спрашивал, а что думает по этому поводу Николай Семенович.

Некоторым моим друзьям – сокурсникам Николай Семенович казался слишком деловым и немного суховатым в общении. Мы, действительно, почти никогда не говорили с ним на отвлеченные темы, не беседовали “за жизнь”. Но у меня не раз была возможность убедиться в его высоких личных качествах и душевности. В начале пятого курса я уехала на годичную преддипломную стажировку на географическом факультете Бухарестского университета. Но, приехав в декабре на каникулы в Москву, решила в Румынию не возвращаться, поскольку собралась выходить замуж. Эмиль Борисович Валев, который курировал наши зарубежные стажировки, рассердился на меня за то, что не оправдала оказанного доверия и возмутился таким безответственным поведением.

Опять, как и несколько лет назад, когда я только начинала учиться на кафедре, я обсудила свои новые проблемы с Николаем Семеновичем. Он изучил привезенный мною материал и спросил не от нашего ли студента я получила предложение, от которого невозможно было отказаться. Я ответила, что он не наш, а с братского геологического факультета и зовут его Леня Зимаков.

Николай Семенович немного подумал и сказал, что мне надо срочно идти на кафедру гидрологии, где работает Виктор Архипович Жук, который занимается гидрологическими расчетами и математическим моделированием гидрологических процессов, и посоветоваться с ним о возможности использования многомерного статистического анализа в моей дипломной работе. В результате Виктор Архипович мне очень помог, а Николай Семенович убедил Эмиля Борисовича, что материала для диплома вполне достаточно, и он не сомневается, что у меня получится интересная работа на стыке наук.  Благодаря Николаю Семеновичу я не только успешно защитила диплом, но и вовремя вышла замуж и поверила в силу междисциплинарных исследований.

Один из выпускников географического факультета правильно, на мой взгляд, сформулировал главное, что дала учеба на факультете. Кроме романтической специальности, МГУ дал фундаментальные навыки: свободу собственной мысли и способность усваивать мысли других (Илья Рагулин, 1983 г.) И я всегда помню, что эти навыки, которые очень пригодились в моей профессиональной деятельности как в России, так и за рубежом, я получила от наших преподавателей и, в первую очередь, от своего руководителя – Николая Семеновича Мироненко.

ХХIII Международный географический конгресс, симпозиум по географии туризма, Домбай, июль 1976, Н.С. Мироненко, организатор и докладчик симпозиума (справа) и Т.В. Славина, студентка 4 курса кафедры ЭГЗСС, переводчик, с делегатами конгресса
ХХIII Международный географический конгресс, симпозиум по географии туризма, Домбай, июль 1976.
Н.С. Мироненко (второй справа), Т. В. Славина (вторая слева) с делегатами конгресса
______________________________________________________________________
Из книги «Николай Мироненко: страницы жизни, научные идеи и работы, педагогическая деятельность, воспоминания» под ред. В.А.Колосова, Е.В.Милановой (2015).
“Nikolai Mironenko: pages of life, scientific ideas and work, educational activities, memories”
Т.B. Зимаковa (Славинa), выпускницa 1978 г. кафедры географии мирового хозяйства (бывшей ЭГЗСС)